Приучение находить предмет по его запаху
Приучение находить предмет по его запаху. Дрессировщик бросает предмет подальше в траву, яму, кусты, чтобы собака не видела его.
Желательно бросать его против ветра. После небольшой выдержки по команде «Ищи, апорт» в сочетании с жестом он посылает собаку в направлении брошенного предмета.
В первое время помогает ей поводком, следуя за ней. После того, как собака обнаружила предмет, упражнение заканчивается обычным порядком.
В дальнейшем дрессировщик приучает собаку искать предмет самостоятельно, вводя усложнения и используя предметы различные как по форме, величине, так и по виду сырья, из которого они сделаны (кожаные, резиновые, металлические, пластмассовые и др.).
2—3 предмета, предназначенные для поиска по запаху, он разбрасывает заранее, до подхода с собакой к месту упражнения.
В этом случае собака посылается на поиск предмета 2—3 раза подряд. После выработки навыка на команду «Голос» дрессировщик приучает ее облаивать предмет, подвешенный на дереве, заборе и т. п.
При апортировке, больше чем в других навыках, важное значение имеет управление собакой без поводка.
Поэтому дрессировщику надо соблюдать строгую последовательность приучения ее к работе без поводка.
Вначале все упражнения выполнять на коротком поводке, затем на длинном и только после этого — без поводка, особенно при поиске предметов по запаху.
При дрессировке розыскных, защитно-караульных и других служебных собак навык апортировки совершенствуется для выработки специальных навыков.
Владельцы комнатно-декоративных собак могут приучить их к апортировке с учетом своих домашних (семейных) интересов, включая и поиск личных предметов, «утерянных» во время прогулки.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде и жесту дрессировщика быстро и безотказно находит различные предметы, брошенные на расстояние не менее 15 метров, подносит и садится рядом с дрессировщиком, обойдя вокруг него, и отдает по команде «Дай».
Допускается посадка собаки перед дрессировщиком.
Возможные ошибки дрессировщика: неправильный выбор апортировочного предмета, не привлекающего внимания собаки; насильственное вкладывание предмета в пасть собаки; увлечение апортировкой мягких предметов; разрешение собаке играть апор-тировочными предметами; использование в начальных упражнениях слишком твердых предметов; постоянная апортировка одного и того же предмета; неправильное пользование лакомством, особенно показ собаке лакомства, когда она держит предмет; подача команд в сочетании «Дай, апорт», означающее «бери-отдай».