Выборка вещи
Навык выборки вещей необходим для опознания искомого человека по заданному запаху.
Выборка вещей способствует развитию обоняния у собаки, совершенствованию дифференцировки запахов и является базой для приучения собаки к выборке человека по запаху вещи.
Условные раздражители — команда «Нюхай» и жест — дрессировщик показывает рукой в направлении предметов.
Кроме этого, подаются все команды, применяемые при апортировке.
Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Выборка вещей является продолжением апортировки в более сложных условиях.
Переход от апортировки к выборке вещей осуществляется через подготовительные упражнения по приучению собаки спокойно обнюхивать предмет по команде «Нюхай» и находить его в группе подобных же предметов, находящихся на площадке в 3—4 метрах от нее.
К этому времени она должна быть приучена к спокойному поведению при зажимании (обхватывании) морды. Упражнения выполняются так.
Посадив собаку рядом, дрессировщик обхватывает морду собаки и подносит предмет к ее носу на расстояние 3—4 сантиметров.
Удерживая предмет неподвижно, произносит команду «Нюхай». При этом рекомендуется повторять занюхивание 2—3 раза с небольшими перерывами. Начальные упражнения заканчиваются поглаживанием собаки и выгуливанием.
В дальнейшем упражнение усложняется. После обнюхивания этот предмет бросают к 8—10 подобным, лежащим на площадке, и через 2—3 секунды по команде «Нюхай, апорт» собаку посылают искать брошенный предмет по его запаху.
В первое время надо помогать собаке выбрать искомый предмет командами «Фу», если собака ошибается и хватает другой предмет, и «Нюхай» — для продолжения поика нужного предмета.
При правильной выборке следует поощрить ее словом «Хорошо», подозвать и посадить перед собой, забрать предмет и дать лакомство.
Следующий этап подготовки к выборке вещей заключается в поиучении собаки апортировать чужие предметы, обнюхивать их и находить в группе таких же вещей. Приучить ее заинтересованно апортировать вещи помощника можно следующими способами.
Первый способ. Помощник возбуждает собаку на апортировочный предмет и бросает его к другим подобным предметам. Дрессировщик посылает собаку за предметом и за выбранный и поднесенный предмет поощряет ее лакомством.
Второй способ. Все дрессировщики учебной группы кладут по 8—10 предметов в полиэтиленовые пакеты и обмениваются ими. Имея достаточное количество предметов с чужим запахом, каждый дрессировщик самостоятельно выполняет упражнения на своем участке. После занятий предметы возвращаются их владельцам.