Физиологические основы дрессировки
Безусловные и условные рефлексы. Дрессировка животных, в частности собак, применяется с доисторических времен.
Начало сближения первобытного человека с дикой собакой, ее приручение и одомашнивание уже есть дрессировка, т. е. начало применения дрессировки. Само собой понятно, что первобытный человек, занимаясь приручением диких животных, не имел понятия о дрессировке и не ставил своей целью выдрессировать животного в том смысле, как мы это понимаем.
С развитием человеческого общества развивалась и совершенствовалась дрессировка собак, а соответственно этому и их использование. Однако, несмотря на тысячелетнее применение дрессировки, физиологические основы ее до последнего времени оставались непонятными. В основу дрессировки было положено субъективное ненаучное понимание поведения животных. Собаку очеловечивали, считали, что она все понимает, как и человек. Разницу между человеком и собакой видели только в том, что у собаки отсутствует способность к речи.
В чем же заключаются физиологические основы дрессировки?
К простым рефлексам можно отнести такие рефлексы, как например, отдергивание ноги при уколе булавкой. Сложные рефлексы имеют цепной характер и образуются из комплекса отдельных рефлексов, когда один рефлекс вызывает проявление другого рефлекса и т. д. В результате этого могут получаться разнообразные комбинации в виде сложных цепных рефлексов, например: акт ходьбы, бега. В группу сложных врожденных рефлексов относятся и так называемые инстинкты, которые по своему биологическому значению делятся на две основные группы: рефлексы (инстинкты), направленные на сохранение вида и рефлексы (инстинкты), направленные на сохранение индивидуума. К первой группе относятся: половой и родительский рефлекс; ко второй группе: пищевой, оборонительный и ориентировочный.
Образование условных рефлексов у собаки
Методика выработки условных рефлексов в процессе курса специальной дрессировки, в отличие от лаборатории, имеет свою специфическую особенность. Эта особенность обусловливается прежде всего тем, что весь процесс дрессировки протекает в естественных условиях, при наличии чрезвычайно изменчивой окружающей среды, что бесспорно усложняет выработку условных рефлексов. Кроме того, своеобразие дрессировки служебных собак, по сравнению с лабораторными опытами, заключается еще и в том, что при дрессировке условные рефлексы имеют весьма сложный характер — характер сложной условной двигательной реакции, в то время как в условиях лабораторного опыта проявление двигательных условных рефлексов сложного характера, до некоторой степени, ограничено. Однако, необходимо помнить, что физиологический механизм образования условных рефлексов один и тот же, независимо от условий, в которых находится собака, т. е. вырабатываются ли у нее условные рефлексы в лаборатории во время опыта, или в процессе курса специальной дрессировки. Следовательно, основные условия, необходимые для образования условных рефлексов, являются общими.
Для образования условного рефлекса необходимо наличие трех основных условий: во-первых, наличие индифферентного раздражителя; во-вторых, наличие безусловного раздражителя и в-третьих, совпадение во времени этих двух раздражителей, причем действие индифферентного раздражителя должно несколько предшествовать действию безусловного раздражителя. При таком сочетании индифферентный раздражитель превращается в условный раздражитель, т. е. в условный сигнал безусловного раздражителя с наличием на него условного рефлекса. При этом условный раздражитель вызывает такое же действие, как и безусловный раздражитель. Поясним это примером: предположим, что необходимо образовать у собаки условный рефлекс на команду «фу!», причем эта команда должна являться сигналом приостановки всех нежелательных действий. Для этого в момент, когда собака проявляет нежелательное действие, произносится команда «фу!» и сейчас же или спустя 1—2 сек. подкрепляется безусловным раздражителем (резким рывком поводка или ударом хлыста). После нескольких таких сочетаний у собаки образуется условный рефлекс на команду «фу!». Ранее индиферентный звуковой раздражитель (словесная команда «фу!») превратился в условный сигнал болевого раздражения, что и вызывает у собаки приостановку нежелательных действий.
Таким образом, условный рефлекс на команду «фу!» образован. Однако, необходимо помнить, что, если в дальнейшем продолжительное время условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то условный рефлекс угасает, и собака выполнять прием на команду не будет. Таким образом, условный раздражитель, неподкрепляемый безусловным раздражителем, постепенно утрачивает свое сигнальное значение. Поэтому для того, чтобы условный рефлекс был всегда четким и постоянным, необходимо периодически укреплять его путем подкрепления условного раздражителя безусловным.
Основная и главная цель дрессировки, как об этом было указано выше, заключается в образовании постоянных условных рефлексов на определенные условные раздражители. Дрессировщик пользуется условными раздражителями, как сигналами, предупреждающими организм о предстоящем болевом или пищевом раздражении и соответственно этому вызывающими ответные реакции в форме условных двигательных рефлексов. Благодаря условным раздражителям осуществляется управление поведением собаки на расстоянии.
Команды для собаки
Команда является условным звуковым раздражителем, вызывающим соответствующий условный рефлекс.
В начале дрессировки, когда условный рефлекс на данную команду не образовался, последняя не является командой, а есть обычный звуковой раздражитель, причем безразличный (индиферентный) по отношению к данному приему. Следовательно, задача заключается в том, чтобы этот безразличный звуковой раздражитель сделать условным раздражителем, который вызывал бы специальный условный рефлекс, т. е. на команду собака должна выполнить желаемое для дрессировщика действие.
Словесные команды, например: «аппорт!», «барьер!», «след!» и т. д., является обычным звуковым раздражителем. Слово (команда), как и любой звуковой раздражитель, состоит из трех элементов: высоты звука, силы звука и тембра звука — качественного оттенка его, или индивидуального окраса звука. Изменение этого звукового комплекса, т. е. силы, тембра и отчасти высоты звука определяет характер звукового раздражителя, благодаря чему мы отличаем один звук от другого. При изменении интонации меняется также характер звука, но при этих изменениях основные качества этого звука сохраняются.
По своему характеру, т. е. по форме произносимой интонации, все команды можно разделить на: угрожающие, обычные и одобряющие.
Угрожающие команды произносятся резко, строго и в повышенном тоне. Обычные команды произносятся достаточно сильно, деловым и энергичным тоном. Одобряющие команды даются в несколько протяжной форме и соответствуют непринужденному, веселому, ласкающему тону.
Выработка условных рефлексов на различные интонации одной и той же команды достигается следующим образом: дрессировщик произносит команду в обычном тоне, например, команду «сидеть!», и спустя 1—2 сек. подкрепляет ее давлением руки на область поясницы с одновременным подтягиванием поводка снизу вверх и несколько назад. В результате этого собака садится. После ряда подобного рода сочетаний образуется условный двигательный рефлекс — собака садится по команде «сидеть!», произнесенной в обычном тоне. В данном случае основой, на которой образовался условный рефлекс, является безусловный рефлекс, вследствие раздражения кожи и мышц давлением руки. Однако, если собака при наличии у ней условного рефлекса на обычную команду приема не выполняет, то эта же команда произносится в угрожающем тоне. Если и после этого собака отказывается от выполнения приема, то дрессировщик применяет болевое раздражение, делая резкий рывок поводком. Таким образом, основой условного рефлекса на угрожающую команду является безусловное болевое раздражение. Но в тех случаях, когда собака выполняет безотказно прием, это выполнение сопровождается одобрительной командой, и дают ей лакомство.
Следовательно, условный рефлекс на команду одобряющего тона воспитывается на основе безусловного пищевого рефлекса. При этом необходимо помнить, что угрожающая команда никогда не должна сопровождаться лакомством, а одобряющая команда — болевым раздражением.
Обычно при такой комбинации у собаки быстро образуется различение интонации одной и той же команды.
Таким образом, команда, произнесенная резко и отрывисто (в угрожающем тоне), приобретает значение более сильного сигнала, чем та же команда в обычном тоне.
Команды по своему звуковому построению должны быть неизменяемы, т. е. стандартны. Неправильно вместо команды «сидеть!» говорить «садись!», «сядь!» или вместо команды «аппорт!»— «возьми!», «бери!» и т. д. На измененную команду желаемого действия собака не выполнит, так как эта команда для нее будет новым звуковым раздражителем, на который условный рефлекс не образован.
Кроме того, стандартность команд имеет особо важное значение при передаче подготовленной собаки другому лицу. В данном случае от нового хозяина требуется только усвоение команд, при помощи которых проводилась дрессировка собаки и установление с нею контакта, после чего он может использовать ее на практической работе. В противном случае, т. е. при отсутствии однородности команд, собаку нужно готовить вновь.
Таким образом, стандартность команд обеспечивает рациональное использование служебных собак.
Специальные жесты для собак
Безусловные раздражители. Главное в дрессировке это подобрать соответствующий безусловный раздражитель, которым мы пользуемся для образования условного рефлекса. Так, например: для того, чтобы выработать агрессивную реакцию на команду «фас!», необходимо подобрать такой безусловный раздражитель, который вызывал бы у собаки общую агрессивность с проявлением оборонительного хватательного рефлекса.
Какие же безусловные раздражители применяются в специальной дрессировке?
В качестве безусловных раздражителей в практической Дрессировке розыскных, сторожевых и караульных собак в основном применяются пищевые раздражители и раздражители, вызывающие в различной форме оборонительную реакцию у собаки.
Пищевые безусловные раздражители. К пищевым безусловным раздражителям относятся все виды пищи. Для быстроты образования условного рефлекса в практической работе обычно пользуются лакомством (мелко нарезанное вареное мясо, хлебные сухари, сахар и др.).
Применением пищевого безусловного раздражителя преследуются два момента. Во-первых, пища как безусловный раздражитель применяется для выработки основного условного рефлекса на соответствующую команду, например, в приемах аппортировки, выборки вещей. Во втором случае, как пищевой раздражитель для контраста к болевым раздражителям (см. раздел «Дрессировка собак по методу контраста»). Однако, как в первом, так и во втором случаях дача мяса (лакомства) производится только тогда, когда собака выполнит (в первое время хотя и плохо) задачу, т. е. соответствующий прием, причем во всех случаях, когда дается лакомство, последнее, как безусловный раздражитель, связывается с командой «хорошо!» и ласковым поглаживанием собаки. При таком сочетании у собак быстро воспитывается стойкий условный рефлекс на команду «хорошо» и поглаживание. Впоследствии мясо заменяется условным пищевым раздражителем— командой «хорошо» или поглаживанием.
В дальнейшем, когда образован четкий, стойкий условный рефлекс, лакомство дается только периодически. Во всех случаях хорошей работы собаки, ей обязательно дается команда «хорошо!» с одновременным поглаживанием, если она находится рядом с дрессировщиком.
Лакомство нужно давать так, чтобы собака как можно больше на него возбуждалась. Это делается следующим образом: дрессировщик, показывая собаке мясо, сразу его не отдает, как бы слегка поддразнивает собаку. После ряда таких дразнящих движений, собака естественно возбуждается, пищевой тонус повышается, в силу чего значение лакомства, как раздражителя, возрастает, соответственно этому увеличивается эффективность условного рефлекса.
Безусловные раздражители, вызывающие оборонительную реакцию
К безусловным раздражителям, вызывающим в той или иной форме оборонительный рефлекс, относятся такие раздражители, которые при непосредственном воздействии на организм собаки вызывают болевую чувствительность и являются в той или иной степени разрушительными раздражителями.
Оборонительная реакция может быть вызвана у собак при поглаживании их или даже при простом приближении к ним. В этом случае оборонительная реакция имеет другой характер. Она является не врожденной, т. е. не безусловной, а" приобретенной, условной. В самом деле, поглаживание собаки есть не что иное, как легкое тактильное раздражение кожи, которое не вызывает каких-либо неприятных ощущений, не говоря уже о болевых раздражениях. Если при этом собака выражает свое недовольство рычанием, оскаливанием зубов и т. п., то это проявление агрессивной реакции есть результат выработанного в течение индивидуальной жизни собаки недоверия и настороженности к посторонним людям.
В условиях дрессировки служебных собак в качестве безусловных раздражителей пользуются не только болевыми раздражителями, но также тактильными и другими.
В качестве безусловных раздражителей, вызывающих различные виды кожной чувствительности и глубокого мышечного чувства, применяются: поводок, простой или строгий ошейник (парфорс), непосредственное воздействие рук и как. исключение ременный хлыст.
В зависимости от механической силы воздействия того или иного безусловного раздражителя, последний может быть болевым, тактильным и раздражителем глубокого мышечного чувства. Если рука положена на поясничную область, собаки, то соприкосновение руки с кожей вызывает у собаки тактильную чувствительность. Соответственно этому раздражитель (рука) будет тактильным раздражителем. Далее, если рукой произвести некоторое давление на ту же область, то-такое действие вызовет более глубокую чувствительность собаки. И, наконец, нажимая этой же рукой на эту же область с еще большей физической силой, можно вызвать боль, т. е.. болевую чувствительность.
Выбор применения того или иного вида раздражителя
Выбор применения того или иного вида раздражителя зависит от индивидуальных особенностей собаки и специфичности приема, которому обучается последняя, например: при дрессировке собаки приемам посадки, укладки, стоянию и т. п. пользуются раздражителями средней силы. В данном случае рукой производится давление на область поясницы, а поводком давление на область шеи, причем голова оттягивается несколько кверху. В результате чего собака вынуждена садиться или ложиться. Однако, если эти манипуляции вызывают у собаки сопротивление или агрессивность, то-дрессировщик применяет более сильное раздражение.
Прием приостановки нежелательных действий строится главным образом на болевом раздражении. Для боязливых собак применение болевых раздражителей должно быть весьма ограничено.
Однако, во всех приемах обще дисциплинарного характера в момент, когда собака на угрожающую команду приема не выполняет, последняя, т. е. угрожающая команда, как правило, сопровождается болевым безусловным раздражением.
Болевой безусловный раздражитель применяется как фактор принуждения. При помощи болевых безусловных раздражителей дрессировщик принуждает собаку выполнить то. или другое действие. Причем нужно всегда помнить, что как только собака выполнит желательное для дрессировщика действие, так сразу должно прекратиться болевое раздражение. Например: при обучении собаки укладке собака не ложится; тогда приходится прибегать к принуждению. Собака сопротивляется, соответственно этому усиливается принуждение, после чего собака ложится, т. е. выполняет нужное действие. Как только собака легла, сразу же болевое раздражение прекращается. Или в другом случае во время работы собака срывается с места и набрасывается на мимо проходящего человека. В этот момент делается рывок поводком или производится удар хлыстом, что причиняет боль. Таким образом приостанавливается агрессивная реакция собаки.
Итак, болевое раздражение применяется как фактор принуждения, способствующий обучению собаки, а не как наказание. Следует всегда помнить, что наказание применяемое в форме мести, не способствует обучению, а тормозит его.
Во всех случаях, когда применяется принуждение, ему предшествует соответствующее поведение дрессировщика и основная команда в угрожающей форме. В результате такого сочетания у собаки вырабатывается оборонительный условный рефлекс на соответствующее изменение поведения дрессировщика и угрожающую команду. Это в дальнейшем дает возможность заменить безусловное болевое раздражение — условным.
Безусловные раздражители, вызывающие оборонительную реакцию, применяются как дрессировщиком, так и его помощником. В зависимости от этого цель применения их будет различна. Дрессировщик (он же является и хозяином собаки) пользуется безусловными раздражителями с той целью, чтобы при помощи их полностью подчинить себе собаку и управлять ею.
С этой точки зрения дрессировщик всегда должен быть победителем, т. е. различными мероприятиями он всегда должен до конца прекращать все нежелательные для него действия, проявляемые собакой, а не останавливаться на полпути, иначе обучить желаемым приемам будет невозможно. Одновременно необходимо помнить, что применение дрессировщиком различного рода сильных воздействий должно быть осторожным и прежде всего разумным, чтобы не запугать собаку и не воспитать у ней нежелательных условных рефлексов, т. е. таких рефлексов, которые будут тормозить дальнейшее обучение.
Совершенно другая цель преследуется помощником дрессировщика при применении безусловных раздражителей: помощник должен вызвать только определенную реакцию со стороны собаки, после чего его роль закончена, он должен скрыться. При этих условиях победителем остается собака, а побежденным человек. Этим самым помощник дрессировщика развивает у собаки агрессивность и недоверчивость к постороннему человеку.
Сила раздражителя
Быстрота образования условных рефлексов, постоянство и эффективность их проявления зависит от многих условий. Одним из таких условий является сила как условного, так и безусловного раздражителя. Известно, что чем сильнее безусловный раздражитель, тем быстрее вырабатываются и эффективнее проявляются условные рефлексы. У голодной собаки быстрее образуются пищевые условные рефлексы, чем у сытой. На голодную собаку пища, как безусловный раздражитель, действует сильнее, чем на сытую. Этим широко пользуются в практической дрессировке, для чего перед занятиями собак не кормят. То же самое можно сказать и относительно силы болевого безусловного раздражителя: на более сильный болевой раздражитель условные рефлексы образуются быстрее.
Та же самая зависимость физиологического эффекта от силы раздражителя выступает и на условных рефлексах. Все условные раздражители, в зависимости от силы воздействия их на собаку, делятся на слабые, средние и сильные. Если давать собаке слабый условный раздражитель, то и условный рефлекс на него будет слабее, на раздражитель средней силы—средний, а на сильный раздражитель получается наибольшей силы физиологический эффект.
Однако, следует иметь в виду, что прямая зависимость между физической силой раздражителя и физиологическим эффектом существует лишь до определенного предела. Как только условный раздражитель по своей физической силе становится чрезмерно сильным раздражителем, то такое воздействие вызывает нежелательную реакцию. На чрезмерно сильный раздражитель собака отвечает или полным тормозным состоянием, или частичным. Чрезмерно сильный раздражитель может вызвать заболевание нервной системы, вследствие чего собака совершенно отказывается от работы.
Подобные отказы в работе очень часто наблюдаются в практической дрессировке, когда неумело, чрезмерно сильно и часто применяется принуждение. Поэтому физическая сила раздражителей, в особенности болевых, должна соразмеряться и ограничиваться с учетом многих условий. К одним из таких условий относятся степень подготовленности собаки, индивидуальные особенности нервной системы (тип высшей нервной деятельности и преобладающая реакция), возраст собаки, общее физическое состояние и другие.
Дрессировка собак по методу контраста
Значение контраста широко используется в практической дрессировке. Вся подготовка служебных собак протекает по методу контраста. И это совершенно не случайно, ибо контраст как метод дрессировки дает больше эффекта, чем все остальные. Практически для этой цели используются пищевые и болевые раздражители, которые по своему биологическому значению для собаки являются противоположными, контрастными. Методически это строится следующим образом: если собака на угрожающую команду приема не выполняет, к ней применяется принудительное мероприятие с реально ощутимой болью. Но если прием выполнен, хотя бы только и на безусловное болевое раздражение, то это действие собаки обязательно одобряется лакомством или лаской. Последствия выполнения приема и невыполнения приема резко контрастны. В первом случае лакомый кусочек и ласка, во втором болевое ощущение.
Обычно, при ряде повторений такого вида контраста собака быстро образовывает условную связь и впоследствии хорошо различает сигналы боли и пищи. Практический опыт показывает, что контрастный метод, применяемый в дрессировке собак, ускоряет процесс выработки условных рефлексов, тренирует безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей природы. В этом и есть, по существу, цель применения контраста.
Само собою понятно, что дрессировку можно проводить и без применения резких контрастных раздражителей, используя только пищевые или болевые раздражители. Однако, как в первом, так и во втором случае процесс обучения собаки будет замедлен.
Для ясности понимания этого вопроса разберем первый случай, когда собака дрессируется только при использовании пищевых раздражителей без применения болевых. В обстановке, когда действуют побочные или отвлекающие раздражители, проявление условных рефлексов на соответствующие команды может быть непостоянным, т. е. под влиянием различного рода внешних раздражителей условные рефлексы могут быть заторможены. В этих условиях, без специального принуждения, заставить собаку выполнить нужное нам действие будет очень трудно.
Наличие одних условных раздражителей, выработанных на пищевом безусловном рефлексе, обеспечить этого не могут, так как эти раздражения будут слабее, чем раздражения, вызываемые различного рода отвлекающими раздражителями. Вполне естественно, что при такой методике дрессировки нельзя выработать у собаки безотказности выполнения приемов в условиях практической работы.
Теперь разберем второй случай, когда собака дрессируется только на раздражители, вызывающие болевое ощущение. Не подлежит никакому сомнению, что при такой методике собака будет задерганной, запуганной, а это значит, что необходимая связь между дрессировщиком и собакой будет нарушена. Следовательно, подготовить собаку будет также невозможно.
Итак, для успешного обучения собаки необходимо пользоваться как пищевыми, так и болевыми раздражителями. Однако, применение последних нужно сочетать таким образом, чтобы с одной стороны не задергать и не запугать собаку, а с другой — выработать четкую дисциплину и безотказное послушание. Следовательно, к болевому раздражению следует прибегать только в том случае, когда применение других безусловных раздражителей оказывается недостаточным, не дает положительного результата.