Выборка своей вещи
Второй способ — выборка своей вещи из запаховых с постепенным переключением на выборку чужих вещей. Этим способом приучают собак, малозаинтересованных в апортировке чужих вещей.
У таких собак в ходе подготовительных упражнений вырабатывается навык активного поиска вещи дрессировщика среди большого количества беззапаховых предметов, например, палочки среди палочек.
Последовательность подготовки предметов на площадке, управление собакой во время выборки осуществляется в таком же порядке, как при выборке чужих предметов в первом способе.
Конкретно упражнение этим способом выполняется так. На площадке для выборки раскладывают 4—5 запаховых предмета помощников, а через 10—20 минут дрессировщик кладет свою вещь. Примерно через 30 минут дрессировщик, хорошо выгуляв собаку, приходит к площадке, и собака выбирает его вещь.
Упражнения повторяются на 2—3 занятиях по 6—10 раз. В последующем сила запаха на всех предметах постепенно уравнивается. На каждом занятии целесообразно вещи разнообразить по форме, материалу и цвету. Кроме того, необходимо чаще проводить выборку по не известным для дрессировщика условиям. При этом обстановку должен создавать или руководитель занятия, или другой дрессировщик, работающий с ним в паре.
Если собака уверенно и активно выбирает вещь дрессировщика из 5—6 чужих предметов, то ее необходимо переключать постепенно на выборку чужих вещей. Чтобы ей было легче перейти от выборки вещи с запахом дрессировщика к предмету с чужим запахом, на первых 2—3 занятиях на вещи помощника следует дополнительно нанести запах дрессировщика (он прикасается Рукой к одному из концов предмета помощника).
В это время на искомых вещах концентрация запаха помощника должна быть больше. Постепенно сила запаха на предметах уравнивается. За каждую правильно произведенную выборку собака поощряется лакомством.
Для проверки подготовленности собаки и выявления возможных ошибок дрессировщика периодически необходимо проводить выборку вещи по неизвестным для дрессировщика условиям, то есть дрессировщик не должен знать местонахождения искомого предмета. Независимо от того, каким способом выработали у собаки навыки выборки вещей по запаху человека (чужих вещей), дальнейшие усложнения условий дрессировки должны быть одинаковые.
Увеличивается количество (до 8—10 штук) разнообразных по форме, материалу, размерам и цвету предметов, давность запахов на них до нескольких часов. Постепенно приучают собаку к работе в разное время суток, в начале, середине, конце занятия и на разнообразных участках местности (вне специальных площадок). При необходимости подготовки собак для выполнения сложных оперативно-служебных задач отрабатываются более сложные упражнения по бесконтактной выборке вещей и одорологической идентификации человека по его запаху.
Для занятий по выборке вещей каждому дрессировщику необходимо иметь набор разнообразных предметов и инвентаря: пинцет, полиэтиленовые пакеты (3—4 штуки). Пинцет (большой) можно приобрести или изготовить самому из проволоки диаметром 3 миллиметра, длиной 15—16 сантиметров. Чтобы лучше удерживать предмет, концы проволоки загибаются в кольца диаметром 3—4 сантиметра.
Нормативы дрессировки к выборке вещей определяются программой соответствующего ведомства. Собаки, заканчивающие курс дрессировки защитно-караульной службы, должны безошибочно выбирать чужой предмет по заданному запаху из 4 разнообразных вещей.
Возможные ошибки дрессировщика: выполнение упражнений в условиях, когда искомый предмет в течение продолжительного времени отличается от других силой запаха или привлекающим собаку запахом; обезличивание предметов, смешивание их из-за отсутствия маркировки на них, плохое выветривание и многократное использование одних и тех же предметов; использование однообразных искомых предметов, способствующих выработке нежелательной связи на материал, форму и цвет апортировочных предметов; расположение искомой вещи всегда на одном и том же месте; привлечение в качестве основного помощника одного и того же человека, людей с одинаковым общим профессиональным запахом; многократное повторение команды «Нюхай» при обнюхивании собакой вещей, а также произнесение слова «хорошо» в момент ее принюхивания к искомой вещи или движение дрессировщика назад, подергивание поводком, вырабатывающие у собаки нежелательную связь на поведение дрессировщика; грубое обращение с собакой, принуждение ее к выборке неприятными для собаки воздействиями; выполнение упражнений только в известных дрессировщику условиях.
Материал взят: nashisobaki.com